Статьи

Выпускная квалификационная работа: интеллектуальная собственность, источник персональных данных. правовые проблемы при проверке и использовании

П.П. Гейко

Коллегия адвокатов «Московская городская коллегия адвокатов» 125009, Россия, г. Москва, Страстной бульвар, д. 6, стр. 2

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация

Затронуты проблемы правового характера, возникающие в связи с необходимостью осуществления обязательной проверки выпускных квалификационных работ на наличие заимствований при проведении итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования, размещения этих работ в электронно-библиотечных системах образовательных организаций. В частности, исследованы вопросы необходимости соблюдения законодательства о персональных данных при обработке персональных данных в ходе проведения проверок работ на наличие заимствований, размещения работ в библиотечных системах. Уделено внимание вопросам соблюдения интеллектуальных прав авторов выпускных квалификационных работ при выполнении образовательными организациями возложенных на них обозначенных обязанностей. Анализ правовых проблем проведен с учетом внесенного Правительством РФ законопроекта, которым на образовательные организации высшего образования предлагается возложить обязанность по размещению в открытом доступе на официальном сайте образовательной организации в интернете полных текстов выпускных квалификационных работ по программам магистратуры и программам специалитета.

Ключевые слова: оригинальность, уникальность, обнаружение заимствований, плагиат, персональные данные, интеллектуальные права, исключительные права, квалификационная работа, учебная работа, научная работа, автор, размещение работ, обнародование, электронно-библиотечная система, образование.

ВВЕДЕНИЕ

Процесс модернизации и инновации образовательной сферы, осуществляемый в последние годы в России, предполагает, в том числе, приведение системы образования в соответствие с принятыми в мировом сообществе требованиями и нормами. Одним из важнейших факторов, влияющих на повышение уровня качества образования, является наличие действенного процесса промежуточной и итоговой проверки полученных обучающимися знаний.

Сложно в настоящее время представить себе интенсивное развитие образования без внедрения и использования современных информационных технологий. Так, при проведении проверок письменных работ широкое распространение в образовательных организациях получили программные средства обнаружения заимствований и аккумулирование проверяемых работ в электроннобиблиотечных системах образовательных организаций.

В статье проанализировано действующее законодательство России в аспекте возможных правовых проблем, связанных с соблюдением авторских прав и защитой персональных данных, при выполнении образовательными организациями поставленных перед ними задач по размещению работ обучающихся в открытых базах данных библиотечных систем и их проверке на наличие заимствований.

1. НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ВКР В ЭБС И ИХ ПРОВЕРКЕ НА НАЛИЧИЕ ЗАИМСТВОВАНИЙ

Современные требования к порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования, направленные на повышение уровня образования в Российской Федерации, в том числе, предусматривают обязательную проверку текстов выпускных квалификационных работ (далее – ВКР), за исключением текстов ВКР, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, на объем заимствования. Данные работы должны размещаться в электронно-библиотечной системе (далее – ЭБС) образовательной организации. Порядок размещения текстов ВКР в ЭБС организации, проверки на объем заимствования, в том числе содержательного, выявления неправомочных заимствований устанавливается образовательной организацией (см. пункт 38 [1]).

Представляется, что для достижения указанной цели подход к проверке ВКР на объём заимствований должен подразумевать осуществление поиска по максимальному количеству возможных источников заимствований. В таком случае в массив возможных источников заимствований должны быть включены ранее представленные на проверку и получившие положительную оценку ВКР. Очевидно, что чем больше ЭБС образовательных организаций, содержащих ВКР, будет включено в область поиска заимствований, тем более уверенно можно будет сделать вывод о качестве проверяемой ВКР.

Вместе с тем, действующее отечественное законодательство предусматривает ограничения, несоблюдение которых при включении образовательными организациями сформированных ими коллекций ВКР в область поиска заимствований, осуществляемого другими организациями, может привести к нарушениям законодательства в области персональных данных и интеллектуальных прав авторов и иных обладателей прав на ВКР.

Так, если иное не предусмотрено соглашением между автором ВКР и организацией, в ЭБС которой эта работа размещена, единственным обладателем исключительных права на ВКР является ее автор (подробнее о правовом статусе выпускной квалификационной работы см., например, в [2]). В таком случае использование организацией ВКР путем предоставления доступа к базе данных, включающей данную ВКР, третьим лицам, а также формирование и предоставление третьим лицам отчетов о проведении проверок на заимствование, в которых будут содержаться фрагменты этой ВКР, будут являться неправомерными действиями и нарушать права обладателей прав на ВКР.

Наряду с обозначенной проблемой в сфере интеллектуальной собственности, необходимо остановиться на вопросе, посвященном наличию персональных данных в ВКР и возможности их обработки образовательными организациями. Образовательные организации фактически осуществляют обработку персональных данных, содержащихся в ВКР, при формировании коллекций ВКР и предоставлении доступа к этим коллекциям третьим лицам для проведения по ним проверки различных документов на наличие заимствований. Лица, осуществляющие поиск заимствований, также фактически осуществляют обработку этих персональных данных, в частности, в ходе формирования индексных баз данных этих ЭБС и создания и предоставления иным лицам отчетов о проверке на заимствования, содержащих персональные данные авторов ВКР.

Часть 1 статьи 6 Закона о персональных данных [3] предусматривает закрытый перечень случаев, когда осуществление обработки персональных данных будет являться правомерным. Из анализа указанного перечня допустимой представляется обработка персональных данных, содержащихся в ВКР, если имеется одно из следующих оснований:

- имеется согласие субъектов персональных данных (авторов ВКР) на обработку их персональных данных указанными способами: при формировании и хранении коллекции ВКР, предоставлении доступа к коллекции ВКР, создании индексной базы данных по коллекции ВКР, осуществлении поиска заимствований по коллекции ВКР и формировании отчета о поиске, содержащего персональные данные, а также представлении этого отчета третьим лицам;

- субъектом персональных данных либо по его просьбе предоставлен доступ неограниченного круга лиц к его персональным данным (персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных);

- персональные данные подлежат опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

Как показывает анализ локальных документов, размещенных на сайтах некоторых образовательных организаций, посвящённых регулированию порядка размещения ВРК в ЭБС организации, а также отношений между этими организациями и их учащимися в области персональных данных, вопрос относительно обработки персональных данных учащихся указанными выше способами не затрагивается. Из этого можно предположить, что образовательными организациями, не урегулировавшими внутренними актами вопрос об обработке персональных данных, содержащихся в размещаемых ими ВКР в своих ЭБС, соответствующее согласие от учащихся на обработку их персональных данных обозначенными способами не получено.

Обработка персональных данных, содержащихся в ВКР, образовательной организацией, в которой данная ВКР была сдана на проверку и включена в ЭБС, в каких-либо своих «внутренних» образовательных целях в данной статье не исследуется, поскольку предполагается, что соответствующее согласие учащегосяавтора ВКР на обработку его персональных данных в связи его обучением в этой учебной организации имеется.

В целях установления, имеется ли возможность совершать обработку указанных персональных данных по основаниям, не требующим получения согласия их субъектов, проанализируем законодательство РФ для выявления юридического статуса ВКР, размещённой в ЭБС образовательной организации.

В соответствии со статьей 1 Закона о библиотечном деле [4] библиотека – это информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам; общедоступная библиотека –это библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии.

В части 2 статьи 4 Закона о библиотечном деле [4] в соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются основные виды библиотек. Одним из таких видов являются библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций.

Согласно статьи 7 Закона о библиотечном деле [4], устанавливающей права пользователей библиотек, порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются в соответствии с уставами библиотек или локальными нормативными актами организаций, структурными подразделениями которых являются библиотеки, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне и законодательством об обеспечении сохранности культурного достояния народов Российской Федерации.

Статья 13 Закона о библиотечном деле [4] закрепляет права библиотек, в частности, библиотеки имеют право определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами.

В соответствии с Законом об образовании в РФ [5], его статьей 18 о печатных и электронных образовательных и информационных ресурсах, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Статья 34 Закона об образовании в РФ [5] в части об основных правах обучающихся и мерах их социальной поддержки и стимулирования, в частности, устанавливает, что обучающимся предоставляются академические права на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации.

В разъяснениях Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации [6] указано, что, как правило, федеральными государственными образовательными стандартами определено, что каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к интернету, как на территории организации, так и вне ее.

В пункте 5.3. Методических указаний по заполнению формы «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2016 г. (Форма n 1-мониторинг)» [7] содержится определение ЭБС. Электронная библиотечная система – это предусмотренный федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования обязательный элемент библиотечно-информационного обеспечения обучающихся образовательной организации высшего образования, представляющий собой базу данных, содержащую издания учебной, учебно-методической и иной литературы, используемой в образовательном процессе.

В соответствии с пунктом 38 [1] тексты выпускных квалификационных работ, за исключением текстов выпускных квалификационных работ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, размещаются организацией в электронно-библиотечной системе организации и проверяются на объем заимствования. Порядок размещения текстов выпускных квалификационных работ в электронно-библиотечной системе организации, проверки на объем заимствования, в том числе содержательного, выявления неправомочных заимствований устанавливается организацией.

Доступ лиц к текстам выпускных квалификационных работ должен быть обеспечен в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом изъятия по решению правообладателя производственных, технических, экономических, организационных и других сведений, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам.

Аналогичное положение содержится в [8].

Закон об образовании в РФ [5] обозначает принципы работы с персональными данными, осуществляемой федеральными органами государственной власти в сфере образования. Так, в пункте 10 части 1 статьи 6 данного закона указано, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе, обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации. А в части 1 статьи 98 этого закона указано, что в целях информационного обеспечения управления в системе образования и государственной регламентации образовательной деятельности уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются, формируются и ведутся государственные информационные системы. Ведение государственных информационных систем осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программнотехническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этих информационных систем с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуры, используемые для предоставления государственных и муниципальных услуг, с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащихся в них персональных данных и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне.

Вопрос о соблюдении законодательства о персональных данных затрагивается в документах, регламентирующих проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (см. [9]). Предусмотрена возможность использования персональных данных участников сочинений (изложений) исключительно в целях формирования федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС) и региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (РИС), а также хранение данных об этих результатах на электронных носителях.

Вместе с тем, ведомственных документов, содержащих разъяснения о возможности использования персональных данных учащихся организаций высшего образования обнаружить не удалось.

2. ВЫВОДЫ

Из представленного выше нормативного материала можно сделать следующие выводы.

Персональные данные лиц, получающих высшее образование, содержащиеся в предоставляемых ими на проверку ВКР в целях прохождения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования могут быть использованы в процессе включения образовательными организациями данных ВКР в ЭБС и предоставления к ЭБС доступа обучающимся в этих организациях причем такое использование возможно и в отсутствие письменного согласия авторов ВРК на обработку их персональных данных образовательными организациями, в которых они проходят обучение, по причине необходимости совершения такой обработки в силу закона.

Использование ВКР, как объекта исключительных прав, лицами, не являющимся образовательной организацией, в ЭБС которой такая ВКР размещена, и работниками и учащимися этой организации без наличия соответствующего волеизъявления обладателя прав на ВКР, с учетом соответствующих требований гражданского законодательства, будет неправомерным.

Образовательным организациям высшего образования необходимо урегулировать внутренними актами вопросы использования персональных данных, содержащихся в ЭБС этих организаций, в том числе, в результате включения в ЭБС ВКР своих учащихся.

Образовательным организациям высшего образования необходимо получить согласие субъектов персональных данных, содержащихся в ВКР, доступ к которым предоставляется лицам, осуществляющим поиск заимствований по ЭБС, содержащим эти ВКР, и предоставляющим отчет о проверке с указанием в них персональных данных в целях возможности совершения обозначенных действий.

Образовательным организациям высшего образования необходимо урегулировать с авторами ВКР и иными обладателями интеллектуальных прав на ВКР вопрос использования ВРК путем предоставления доступа к ЭБС третьим лицам и включения их в область поиска заимствований, а также вопрос о передаче интеллектуальных прав лицам, осуществляющим поиск заимствований и выдачу отчетов с содержанием фрагментов ВКР.

Вместе с тем, необходимо отметить, что вышеизложенные выводы основаны на действующем на сегодняшний момент отечественном законодательстве, которые существенно изменятся в случае приятия предложенного Министерством образования и науки Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О рекламе» и статью 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (см. https://минобрнауки.рф/документы/7897/файл/7103/5.pdf).

Согласно проекту на образовательные организации высшего образования предлагается возложить обязанность по размещению в открытом доступе на официальном сайте образовательной организации в интернете полных текстов выпускных квалификационных работ по программам магистратуры и программам специалитета, доступ для ознакомления для любых лиц к которым должен быть в течение не менее 6 месяцев со дня защиты выпускной квалификационной работы, за исключением текстов выпускных квалификационных работ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну.

С введением в действие указанной нормы об обязанности образовательных организаций размещать ВКР в сети Интернет обработка любым лицом персональных данных, содержащихся в ВКР, будет допустима по основанию: персональные данные, подлежат опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом. В частности, возможна будет обработка персональных данных в связи с предоставлением доступа к ЭБС образовательной организации, содержащей размещенные в открытом доступе ВКР, проведением проверки на наличие заимствований по этим ВКР и предоставлением отчетов о проверке третьим лицам. Необходимость в получении согласия субъекта персональных данных – автора ВКР на обработку его персональных данных будет отсутствовать.

Однако возникает вопрос: что будет происходить после истечения шестимесячного срока, предусмотренного проектом. Представляется, что с учетом права субъекта персональных данных требовать исключить сведения о нем из общедоступных источников персональных данных, у образовательной организации и иных лиц, ставших обладателями этих данных, возникает необходимость урегулировать с субъектом персональных данных вопрос наличия права на обработку его персональных данных. Еще более сложный вопрос: как будут соотносится действие этих норм (об обязанности образовательной организации разместить ВКР, следовательно, и содержащиеся в ней персональные данные, в открытый доступ и о праве субъекта персональных данных требовать исключить сведения о нем из общедоступных источников) в период действия этого шестимесячного срока.

Также важно взглянуть на размещение ВКР в общий доступ в интернете с точки зрения распоряжения интеллектуальной собственностью. По существу, размещение ВКР в общий доступ является обнародованием произведения. Согласно статьи 1268 Гражданского кодекса РФ автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Возникает вопрос: правомерно ли будет размещение образовательной организацией ВКР в интернете в отсутствие согласия автора на обнародование своего произведения. Какие последствия возникнут для образовательной организации в виду неисполнения ею обязанности по размещению ВКР в интернете по причине отсутствия согласия автора работы на ее обнародование. Какие существуют правовые механизмы для получения согласия авторов ВРК на обнародование их произведений (не из линейки «добровольно-принудительных» механизмов).

Относительно предложенного проекта изменения Закона об образовании в РФ в части возложения обязанности на образовательные организации по размещению ВКР в открытом доступе полагаю, необходимо обратить внимание на следующее.

Предлагаемый вариант публикации ВКР в интернете несет существенные риски для субъектов персональных данных, чьи персональные данные содержатся в квалификационных работах, публикуемых в открытом доступе сроком на полгода, поскольку запретить обработку их персональных данных и/или заблокировать использование распространившихся в интернете экземпляров квалификационных работ субъектам персональных данных будет практически невозможно. Требования субъекта персональных данных к образовательной организации произвести действия, направленные на блокировку использования иными лицами его персональных данных, будут, вероятно, оставлены без удовлетворения, так как размещение на указанный срок квалификационных работ в открытом доступе в интернете будет осуществляться образовательной организацией в соответствии с требованием, установленным законом. Вопрос об урегулированности правоотношений образовательной организации с третьими лицами, неправомерно использующими работы, в рамках которых имелась бы возможность использования правового механизма влияния на данную ситуацию, остается неразрешенным. Также для образовательной организации, вероятно, будет отсутствовать фактическая (техническая) возможность реализовать право субъекта на блокировку использования его персональных данных. Тем самым будут нарушены права субъекта персональных данных на исключение из общедоступных источников его персональных данных.

Представляется, что подобный подход к публикации работ также может негативно повлиять на соблюдение интеллектуальных права автора работы, когда образовательная организация фактически без волеизъявления автора будет распоряжаться не принадлежащими ей исключительными правами.

Упомянутый законопроект направлен на создание возможности образовательным организациям избежать необходимости выстраивать с каждым учащимся правоотношения в сфере персональных данных и интеллектуальной собственности, что может привести к массовым нарушениям образовательными организациями соответствующих прав обучающихся.

Вместе с тем, принятие законопроекта, несомненно, положительно повлияет на расширение области поиска заимствований, который должен осуществляется при проверке квалификационных работ, что должно повысить качество подготавливаемых учащимися работ и, следовательно, уровень отечественного образования.

В некоторой степени обозначенные проблемные вопросы могут найти разрешение. Например, в части персональных данных выходом из ситуации может послужить обезличивание персональных данных в квалификационных работах, размещаемых в свободном доступе (по аналогии с предоставлением доступа к судебным актам). В части использования интеллектуальной собственности целесообразно рекомендовать образовательным организациям разработать внутренние документы, регламентирующие порядок и условия передачи образовательной организации авторами работ интеллектуальных прав на эту работу, которые, представляется, должны стать частью принимаемых обучающимся условий для возможности прохождения обучения в соответствующей образовательной организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Достижение задач, поставленных в ходе реформы сферы образования, в частности, невозможно без выработки качественной нормативной базы, предусматривающей эффективные правовые механизмы регулирования порядка проведения государственной итоговой аттестации по различным образовательным программам, а также размещения выпускных квалификационных работ в открытом доступе. При этом соответствующее нормативное регулирование должно обеспечивать не только достижение целей повышения уровня отечественного образования, но и соблюдение всех иных предусмотренных законодательством РФ прав обучающихся граждан, включая интеллектуальные права и права субъектов персональных данных.

Действующее законодательство, с учетом предлагаемых Минобранауки изменений закона, не в достаточной мере регулирует вопросы соблюдения прав и интересов обучающихся в сфере интеллектуальной собственности, а также защиты персональных данных. Необходима более тщательная проработка нормативных актов, регулирующих порядок размещения выпускных квалификационных работ в открытом доступе, а также проведение проверки работ на наличие заимствований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры», URL: http://www.consultant.ru/
  2. Астахова М. Выпускная квалификационная работа как объект авторского права // ИС. Авторское право и смежные права. 2016. № 11. С. 7–13.
  3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», URL: http://www.consultant.ru/
  4. Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле», URL: http://www.consultant.ru/
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации», URL: http://www.consultant.ru/
  6. Разъяснения Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки российской федерации, письмо от 11 ноября 2015 г. № 05-ПГ-МОН-39075, URL: http://www.consultant.ru/
  7. Методические указания по заполнению формы «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2016 г. (Форма n 1-мониторинг)», утверждены заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Л.М. Огородовой 14 марта 2017 г. № ЛО-26/05вн, URL: http://www.consultant.ru/
  8. Приказ Минобрнауки России от 18.03.2016 № 227«Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования программам подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки», URL: http://www.consultant.ru/
  9. Письмо Рособрнадзора от 17.10.2016 № 10-764 «О направлении уточненных редакций методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2016/17 учебном году», URL: http://www.consultant.ru/


GRADUATION THESIS: INTELLECTUAL PROPERTY, THE SOURCE OF PERSONAL DATA. LEGAL PROBLEMS WHEN CHECKING AND USING

P.P. Geyko

Moscow city bar association, 125009, Russia, Moscow, Strastnoy Bulvar, d. 6, p. 2

email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Abstract

This work addresses some of the legal issues emerging in connection with the necessary to implement mandatory testing of final qualifying works for borrowings at realization final attestation on educational programs of higher education, posting these works in electronic library systems educational organizations, but also their use. In particular, the need to comply with legislation on personal data when processing personal information in the course of audit work identifying plagiarism, publishing works in library systems. Paid attention to the enforcement of intellectual property rights of authors of final qualifying works during educational organizations assigned to them defined responsibilities. Analysis of legal issues carried out taking into account introduced by the Government of the Russian Federation the draft law on education the organization of higher education it is proposed to impose a duty on public access on the official website of the educational organization in the Internet the full texts of final qualification works of master's programs and specialist programs.

Keywords: originality, uniqueness, identifying plagiarism, plagiarism, personal data, intellectual property, exclusive rights, qualifying work, educational work (educational programs), scientific work, author, posting, publishing, electronic library, education

REFERENCES

  1. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 29.06.2015 № 636 «Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii po obrazovatel'-nym programmam vysshego obrazovaniya – programmam bakalavriata, pro-grammam specialiteta i programmam magistratury», URL: http://www.consultant.ru/
  2. Astahova M. Vypusknaya kvalifikacionnaya rabota kak ob"ekt avtorskogo prava // IS. Avtorskoe pravo i smezhnye prava. 2016. № 11. S. 7–13.
  3. Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 № 152-FZ «O personal'nyh dan-nyh», URL: http://www.consultant.ru//
  4. Federal'nyj zakon ot 29.12.1994 № 78-FZ «O bibliotechnom dele»,URL: http://www.consultant.ru/
  5. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ Ob obrazovanii v Ros-sijskoj Federacii», URL: http://www.consultant.ru/
  6. Raz"yasneniya Departamenta gosudarstvennoj politiki v sfere vysshe-go obrazovaniya Ministerstva obrazovaniya i nauki rossijskoj federacii, pis'mo ot 11 noyabrya 2015 g. № 05-PG-MON-39075, URL: http://www.consultant.ru/.
  7. Metodicheskie ukazaniya po zapolneniyu formy «Monitoring po osnovnym napravleniyam deyatel'nosti obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazovaniya za 2016 g. (Forma n 1-monitoring)», utverzhdeny zamestitelem Ministra obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii L.M. Ogorodovoj 14 marta 2017 g. № LO26/05vn, URL: http://www.consultant.ru/
  8. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 18.03.2016 № 227 «Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii po obrazovatel'-nym programmam vysshego obrazovaniya – programmam podgotovki nauchnopedagogicheskih kadrov v aspiranture (ad"yunkture), programmam ordinatury, programmam assistentury-stazhirovki», URL: http://www.consultant.ru/
  9. Pis'mo Rosobrnadzora ot 17.10.2016 № 10-764 «O napravlenii utoch-nennyh redakcij metodicheskih dokumentov, rekomenduemyh k ispol'zovaniyu pri organizacii i provedenii itogovogo sochineniya (izlozheniya) v 2016/17 uchebnom godu», URL: http://www.consultant.ru/

Статья в формате PDF.

См. также: Тематический выпуск журнала «Электронные библиотеки» по результатам Международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований 2017».