Статьи

Добровольное декларирование физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках. Путь к освобождению от ответственности или к скорой встрече?

Краткий комментарий

относительно Федерального закона от 08.06.2015 N 140-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Закон)

Как следует из ст.1 Закона, данный нормативный акт нельзя считать содержащим в себе правовой механизм добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации, снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах, а также с переходом Российской Федерации к автоматическому обмену налоговой информацией с иностранными государствами, Закон только задал направление (пути) его создания.

По смыслу ч.1 ст. 2 Закона множество фактических владельцев имущества включает в себя некоторых собственников этого имущества и иных лиц, вместе с тем не все собственники имущества являются его фактическими владельцами.

Не отражение полного перечня лиц, участвовавших в формировании активов и денежных средств, в декларации влечет возможность привлечения неупомянутых в декларации лиц к ответственности за действия, связанные с формированием этого имущества, что влечет риск обращения взыскания на это имущество. Возникает коллизия, например, когда имеет место коллективное фактическое владение имуществом (так по смыслу п.1 ч.1 ст.3 Закона при подаче декларации собственником и не упоминании о фактическом собственнике на фактического владельца не распространяются гарантии, предусмотренные Законом), в этом случае, относительно субъекта – собственника обратить взыскание на имущество путем возбуждения дела нельзя, а относительно субъекта – фактического владельца можно.

По смыслу п.2 ч.1 ст.3 Закона, если декларант прямо участвует в КИК, то декларировать такие КИК не нужно, и соответственно на таких лиц, контролирующих КИК, не распространяются гарантии Закона.

Похожая ситуация, по смыслу п.4 ч. 1 ст. 3 Закона, если декларантом будет владелец счета (вклада), то бенефициарный владелец не получит гарантии, предусмотренные Законом.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.4, п.13 ст.4 Закона, ч.3 ст.76.1 УК РФ гарантия распространяется только на оконченные до 01.01.2015 преступления. Преступления, не оконченные до указанного срока, в том числе длящиеся, не подпадают под действие этого Закона.

Из п.1 ч.1 ст.4 Закона не ясно, входит ли в понятие пользование имущества владение этим имуществом. Например, в целях сокрытия денег, КИК «перекидывает» денежные средства со своего счета в РФ на счёт за пределами РФ, это не приобретение и не распоряжение, и, наверное, не пользование, но владение. Но такие действия, например, вполне могут подпадать под квалификацию по ст. 199.2 УК РФ (сокрытие денежных средств либо имущества…). При этом в ч.1 ст.8 Закона идёт речь про владение, что требует изучение вопроса почему понятие владения не используется в п.1-3 ч.1 ст.4 Закона.

По смыслу ч.ч.3 и 4 ст.4 Закона гарантии на соучастников (их юридические статусы по видам не ограничены в количестве), не являющиеся собственниками, фактическими владельцами, бенефициарными владельцами и некоторыми другими (их юридические статусы по видам строго ограничены в количестве), не распространяются.

По смыслу Закона декларация не может быть основанием для возбуждения уголовного дела, но для проведения ОРД вполне, а материалы ОРД вполне сойдут в качестве основания для возбуждения уголовного дела.

В ч.6 ст.4 Закона вообще какая-то несуразица, странно выглядит невозможность для ФСБ или какой-нибудь другой силовой структуры затребовать соответствующие документы и сведения.

По смыслу ч.8 ст.4 Закона, теоретически, все «висяки» (уголовные дела, возбужденные по факту и приостановленные в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, и о которых декларант не подозревает) можно при получении сведений и документов от декларантов довести до суда.

Не совсем ясно, о каких пределах гарантий идет речь в ч.10 ст.4 Закона. Что произойдет, если на 01.01.2015 стоимость имущества выше чем на момент декларирования? Что будет происходить при наличии разницы в имущественной массе, какие последствия может породить наличие такой разницы в части обеспечения гарантий, предусмотренных Законом?

В п.3 ч.1 ст.4 Закона ничего не сказано об ответственности за налоговые правонарушения при валютных операциях.

Согласно ч. 4 ст. 7 Закона признаются совершенными без нарушения Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютные операции (в том числе зачисление денежных средств), совершенные до даты представления декларации только по счетам (вкладам), указанным в декларации и открытым в банках, расположенных за пределами Российской Федерации. Таким образом, не все валютные операции, предусмотренные п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" признаются совершенными без нарушения этого закона в случае добровольного декларирования физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках.

По смыслу ст. 15.25. КоАП РФ валютные операции, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, являются незаконными.

Согласно п. 2 примечания к статье 14.1. КоАП РФ от соответствующей административной ответственности лицо освобождается, если действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

Освобождение от административной ответственности за совершение валютных операций, не подпадающих в перечень валютных операций по смыслу ч. 4 ст. 7 Закона, не означает признание таких валютных операций совершенными без нарушения Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Следовательно, при декларировании денежных средств, которые оказались на счетах в банках, в результате цепи валютных операций, некоторые из которых не входят в перечень операций по смыслу ч. 4 ст. 7 Закона, сохраняется риск привлечения декларанта и иных лиц, как минимум, к административной ответственности.

Закон не освобождает от ответственности по другим составам, предусмотренным УК РФ. Например, уклонение от уплаты налогов можно считать оконченным с момента поступления денег в офшор, а можно и раньше, например, с момента поступления денег на последний пункт перед офшором, а перевод денег с последнего пункта в офшор уже квалифицировать как легализацию и т.п. А это деяние уже не освобождается от ответственности в соответствии с Законом. При умелом подходе правоприменителя любую ситуацию, отраженную в декларации можно «раскрутить» под совокупность преступлений, часть из которых не подпадает под закон. Все это исключительно будет зависеть от отношения правоохранителя к конкретному декларанту, а при таком подходе, если имеется лояльность правоохранителя к декларанту, то и без подачи декларации все будет у него хорошо.

С учётом привязки освобождаемых от ответственности деяний к 01.01.2015, представляется, что законодателем предполагается, что информацией государства будут обмениваться в том числе за период до этой даты. Очевидно, по замыслу законодателя, обмен данными за период с 01.01.2015 будет происходить с большой долей вероятности.

При решении вопроса подавать или нет декларацию имеет значение для декларанта, «спрятавшего» от иностранных властей имущество до 01.01.2015: предоставят ли в будущем по запросу полную информацию за весь период. Если да, то получение РФ информации об имуществе декларанта, зафиксированном иностранным государством до 01.01.2015 несет риск привлечения к ответственности. А если имело место фиксация иностранным государством владения имуществом после 01.01.2015, то смыслу Закона, такую информацию РФ получит однозначно. Но это по логике российского закона.

Возникает вопрос, почему у тех лиц, которые сегодня озадачены вопросом подачи декларации, открывших за пределами РФ счета и т.п. по причине большего доверия к иностранным властям нежели к российским, возникли подозрения, что иностранные власти поступят также как РФ или хуже?

Автор Павел Гейко