Новости

Поправки в УК РФ, связанные с индексацией размера ущерба для ряда экономических преступлений

Проектом Федеральным закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» предлагается внести изменения в ряд статей, посвященных экономическим преступлениям (статьи 170.2, 178, 180, 199-199.4 УК РФ). Изменения затрагивают увеличение размера ущерба, без наличия которого отсутствует состав преступления.  Причем стоит отметить, что поправки предлагают значительно увеличить порог размера денежных сумм, определяющих крупный ущерб или крупный доход, в примечаниях к ст. 170.2, 178, 180 УК на 50–60% от указанного в настоящий момент, а в примечаниях к ст. 199, 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ – на 120–130%. Например, в ст. 199.1 крупный размер составит 35 млн руб. вместо 15 млн руб., а особо крупный – 100 млн вместо 45 млн руб.

С чем же связаны такие изменения?

В пояснительной записке к поправкам говорится о том, что последнее время участились случаи неоправданного уголовного преследования субъектов экономической деятельности, чьи деяния нельзя расценивать, как достигшие достаточного уровня общественной опасности. Помимо этого, последние два года российский бизнес, а особенно предприниматели столкнулись с множеством испытаний на прочность ввиду ковидных ограничений, мобилизации, а также в связи с экономическими санкциями. Законодатели уверены, что посредством внесения таких изменений в УК РФ у бизнеса появиться отличная возможность восстановиться и исправить все системные проблемы, которые навалились за последнее время, а также данные поправки укрепят существующие по сей день принципы справедливости и соразмерности уголовного наказания.

Гейко Павел Петрович, адвокат АК «Санкталекс» МГКА, эксперт pro bono при Уполномоченном по защите прав предпринимателей, поделился своим мнением по поводу обсуждаемых изменений:

«Предлагаемые в последнее время изменения в уголовное законодательство, на мой взгляд, представляют собой нечто большее, чем просто индексация размера ущерба в соответствующих составах преступлений, который действительно не менялся достаточно давно. Происходит пересмотр общественной опасности экономических преступлений в сторону их декриминализации. По существу, нормы в подавляющем количестве случаев опасного экономического поведения становятся нерабочими, т.е. фактически государство солидный пласт экономических правонарушений выводит из-под действия уголовных запретов. Например, увеличение минимального размера недоимки по налогам и сборам до 45 млн. руб. делает уклонение от уплаты налогов с бизнеса, приносящего прибыль приблизительно 37,5 млн. руб. в год (=45 млн. руб./(20% НДС+20% НП)/3 года, очень грубый, но не сильно далекий от правильного расчет), уголовно ненаказуемым.

Несложно заметить, что бизнес с такой прибылью нельзя назвать массовым явлением. Представляется, что потребность в экономической активности населения приобрела чрезвычайный характер, государство готово пожертвовать весьма немалыми поступлениями в бюджет ради широкого развития деятельного экономического поведения граждан. Будет ли это иметь благие последствия в перспективе спрогнозировать сложно, но можно уверенно констатировать, что после возможности такого вольного отношения широких слоев населения к уплате налогов вернуться хотя бы в сегодняшнее состояние исполнения налогоплательщиками своих обязанностей будет сложно, ведь расслабить человека всегда просто и быстро, а дисциплинировать потребуются годы и серьезные усилия. Остается надежда только на эффективную работу налоговых и исполнительных органов по выявлению недоимки и взысканию подлежащих к уплате налогов и взносов.

Ту же самую логику можно применить и к составам, связанным с кадастровой деятельностью и ограничением конкуренции, видимо государство готово особо не препятствовать незаконным действиям с землей и несоблюдению конкурентного права.

С учетом оценки эффективности деятельности правоохранительных органов по количеству выявленных преступлений, если не изменится данный подход, результативность будет достигаться за счет привлечения предпринимателей по другим экономическим составам. Например, законопроектом № 263208-8 в УК РФ предлагается ввести статью 173.3. Сбыт и (или) представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций, предусматривающую ответственность за так называемый «бумажный НДС». Диспозиция данной нормы, по сути, описывает приготовление к совершению налогового преступления, связанного с неуплатой налога, его один из начальных этапов, и позволит привлекать в большинстве случаев за неуплату налога в любом размере. На все остальное «декриминализуемое» всегда есть замечательная резиновая ст. 159 УК РФ.

На практике эти изменения, с одной стороны, могут повлечь уменьшение количества уголовных дел по соответствующим обновляемым составам, с другой стороны, создаст необходимость в более кропотливом разбирательстве и анализе в целях верной квалификации подобных деяний при попытках правоохранителей квалифицировать действия, ранее подпадавшие под регулирование обновляемых норм, в соответствии с иными статьями УК РФ».


Новость подготовила Ананенко Е.Е.