Новости

Российский налоговый конгресс 2023

Налогово-правовая реальность 2023

6 апреля в стенах Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации с интеграцией онлайн-формата прошел налоговый конгресс, посвященный обсуждению состояния в сфере применения налогового законодательства, в т.ч. изменениям в применении ст. 54.1 НК РФ, а также последствий от таких изменений, которые затронули бизнес, новеллам в законодательстве об ответственности за налоговые преступления и др.

Модератором первой сессии выступила Галина Маратовна Акчурина, член научно-экспертного совета Союза «ПНК», партнер департамента юридического и налогового консультирования КЕРТ, а также Илья Ильич Кучеров, Председатель Правления, руководитель научно-экспертного совета Союза «ПНК», первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ.

Повестка первой сессии была посвящена практике предъявления обвинений в дроблении бизнеса и применения ст. 54.1 НК РФ, в рамках заявленной повестки модераторы подняли актуальные вопросы, которые волнуют весь российский бизнес:

- Каковы критерии, применяемые налоговыми органами при обвинении в дроблении бизнеса? В рамках данного вопроса с докладом на тему «Обоснование деловой цели через экономический результат как возможность разворота судебной практики» выступила Бурдина Анна Анатольевна, член научно-экспертного совета Союза «ПНК», д.э.н., профессор, практикующий налоговый и финансовый консультант, ведущая авторского специализированного курса повышения квалификации налоговых консультантов «Налоговые риски, аудит, оценка, управление». Анна Анатольевна рассказала участникам конгресса о подходах к доказательству деловой цели, привела статистику результатов анализа ВНП за 2019-2022 год, а также поделилась информацией, которую стоит учитывать при анализе контрагентов.

- В чем причина обострения ситуации, связанной с обвинением франчайзинговых моделей бизнеса в его дроблении? В данном контексте участники обсудили дело известной обувной сети «ZENDEN», в котором Арбитражный суд обвинил компанию в умышленном дроблении бизнеса через ИП с целью уменьшения налоговой базы.

-  Спорные вопросы определения действительных налоговых обязательств: как определить реальный ущерб казне? Меняется ли ситуация, если трехлетний срок на предъявление НДС к вычету истек? И т.д.

В рамках данной дискуссии, как участник обсуждения, член Союза «ПНК», адвокат, ведущий дело ООО «Спецхимпром», Гейко Павел Петрович поделился с коллегами практикой, непосредственно связанной с определением действительных налоговых обязательств налогоплательщика. В ходе дела «Спецхимпром» налоговым органом по результатам материалов ВНП было вынесено решение о привлечении к ответственности Общества за совершение налогового правонарушения. Все три судебные инстанции оставили возражения Общества без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения. Однако Определением Верховного суда РФ № 305-ЭС21-18005 от 15.12.2021 г. были отменены все судебные акты нижестоящих инстанций, а дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В Определении ВС РФ указал, что «не допускается извлечение налоговой выгоды из потерь казны налогоплательщиками, использующими формальный документооборот с участием организаций, не ведущих реальной экономической деятельности и не исполняющих налоговые обязательства в связи со сделками, оформляемыми от их имени («технические» компании), при том, что лицом, осуществляющим исполнение, является иной субъект.».

Также, ВС РФ отметил, что «противодействие злоупотреблениям в сфере налогообложения не должно приводить к определению налоговой обязанности в относительно более высоком размере - превышающем потери казны от неуплаты налогов, возникшие на той или иной стадии обращения товаров (работ, услуг), приобретенных налогоплательщиком. Иное означало бы применение санкции, что выходит за пределы мер, необходимых для обеспечения всеобщности и равенства налогообложения».

По результатам повторного рассмотрения заявления общества Арбитражным судом г. Москвы вынесено решение от 18.10.2022 г., в соответствии с которым Решение ИФНС признано недействительным, не соответствующим НК РФ в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 19 771 364 рублей, налога на прибыль в сумме 21 968 184 рублей, соответствующих сумм пени и штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. В настоящее время Общество готовится к рассмотрению дела в суде кассационной инстанции.

На повестке второй сессии стояли не менее важные вопросы, касающиеся новшеств произошедших или планирующихся в законодательстве об ответственности за налоговые преступления. Модератором сессии выступил член научно-экспертного совета Союза «ПНК», адвокат, руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп» Зарипов Вадим Маратович.

Первым в повестке стоял вопрос о сокращении срока давности в связи со снижением санкций по налоговым составам и запрете возбуждения дел по налоговым преступлениям после погашения задолженности. Участники обсудили, как сокращение срока давности, который теперь приравнивается к сроку хранения документации (не менее 5 лет), по уголовным налоговым преступлениям отразиться на практике, а также насколько эффективно работают поправки, предусматривающие запрет возбуждения или прекращения уголовного дела при полной выплате недоимки и пени. Такая поправка расширит практику освобождения бизнесменов от уголовной ответственности и поможет налоговому органу получить недоимку, образовавшеюся в казне. Кроме того, поправки в УК также затрагивают уменьшение максимального срока наказания в виде лишения свободы с шести до пяти лет по некоторым статьям, предусматривающим ответственность за налоговое преступление (ч. 2 ст. 199 и ч. 2 ст. 199.1). Стоит отметить, что такое изменение влияет не только на срок наказания, но меняет его категорию. В соответствии с ч. 3 ст. 15 УК РФ, преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, наказания за которые не превышают пяти лет. Таким образом, преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 199 и ч. 2 ст. 199.1 автоматически переходят из категории тяжких в категорию преступлений средней тяжести.

Во второй части сессии выступила Козырева Дарья Кирилловна, адвокат, младший партнер АБ «Китсинг и партнеры», рассказав участникам когда дробление бизнеса будет являться преступлением, уделяя особое внимание критерию «искусственности» такого дробления. Также Дарья Кирилловна привела примеры недавно нашумевших дел блогеров Чекалиных и Митрошиной.

Как мы помним, против семьи блогеров Чекалиных было заведено уголовное дело по ч. 2 ст. 198, ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 198 УК РФ (уклонение и пособничество в уклонении от уплаты налогов с физического лица). Следователи установили, что Чекалина, будучи ИП и используя упрощенную схему налогообложения с лимитом доходов, превысила его, но не перешла на общую систему налогообложения, не платила НДС и НДФЛ. По данным СК, ее доходы от фитнес-марафонов в итоге поступали на счета супруга и других родственников, в результате она уклонилась от уплаты 300 млн руб. налогов. Однако чуть позже Чекалиным предъявили еще одно обвинение в легализации средств, приобретенных преступным путем в особо крупном размере (п. «б» ч. 4 ст. 174.1 УК). Законно ли такое довменение и применимо ли оно к налоговым преступлением разбирались участники конгресса.

Однако отношение доктрины к налоговым преступлениям как предикатным неоднозначно на сегодняшний день, а вот положение, ограничивающее возможность налоговых составов быть предикатными, было исключено еще в 2013 году Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-Ф3 "0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".

Немаловажным предметом рассуждения в рамках второй сессии встал вопрос о разграничении налоговыми органами статей 82 и 32 НК РФ. На практике встречаются случаи, когда налоговые органы направляют материалы в следственные органы в порядке статьи 82 НК РФ до завершения дополнительных мероприятий налогового контроля и вынесения решения, а следственные органы, игнорируя статью 32 НК РФ, возбуждают уголовные дела, что нарушает право налогоплательщика на оспаривание суммы недоимки и ее погашение до возбуждения уголовного дела.

Одним из ярких примеров такого нарушения является дело ООО «Стройград». В рамках данного дела по результатам ВНП налоговым органом был составлен Акт, по которому размер предполагаемой недоимки составлял 60 154 746 рублей. По итогам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и рассмотрения возражений налогоплательщика Инспекция сняла большую часть доначислений. Ею было вынесено Решение от 09 сентября 2022 года, согласно которому недоимка по налогу на прибыль и НДС составляет 14 142 888, 40 рублей. Решение Общество получило только 10 октября. При этом 23 ноября 2022 г. Обществу стало известно, что следователем Зюзинского межрайонного следственного отдела Следственного комитета г. Москвы было возбуждено уголовное дело от 06.10.2022 года по части 2 статьи 199 Налогового кодекса РФ (уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере) в отношении неустановленных должностных лиц ООО «СтройГрад». Размер недоимки по налогам, вменяемой неустановленным должностным лицам ООО «СтройГрад» составляет 60 154 746 рублей.

Таким образом, преждевременно и в нарушение процессуальных норм возбуждено уголовное дело на основании полученных в порядке ст. 82 НК РФ документов, без необходимого размера недоимки для состава преступления. Статья 199 УК РФ предполагает уклонение от уплаты налогов, сборов в крупном размере.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов рублей). Соответственно недоимка в размере 14 142 888, 40 рублей не составляет да крупный размер (ч.1 ст. 199 УК РФ).

Завершилась вторая сессия обсуждением темы обманного возмещения НДС, о которой подробно рассказал Вадим Маратович Зарипов. В данном обсуждении также не обошлось без интересной практики по делу Альберта Давлетшина, директора ООО «Воронежский завод растительных масел». Давлетшина обвинили в уклонении от уплаты НДС на 60 млн рублей и мошенническом возврате 40 миллионов НДС в 2014-2016 годах. По версии следствия, господин Давлетшин действовал через два подконтрольных ему юрлица, которые поставляли на завод растительных масел сырье.

Кроме того, Вадим Маратович рассказал о законопроекте о включении в УК РФ специального состава «159.7 Мошенничество в налоговой сфере», участники обсудили, насколько рационально включение такого состава в уголовное законодательства.

Выражаю огромную благодарность организаторам и участникам Налогового конгресса 2023! Было очень приятно, а самое главное продуктивно принять участие в таком масштабном и актуальном в нынешние дни перемен мероприятии. Было интересно послушать коллег и узнать о новеллах в налоговом и уголовном законодательстве.

Новость подготовила Ананенко Е.Е.