Новости

Свидетель как неформальный обвиняемый

Пленум Верховного суда РФ 30 июня 2015 года принял и опубликовал Постановление № 29 «О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве». Постановление является обязательным для судов. В документе есть ряд важных положений, касающихся, в частности, статуса свидетелей.

Право на защиту распространяется на всех участников уголовного процесса, права и свободы которых могут быть существенно затронуты «действиями и мерами, свидетельствующими о направленной против [них] обвинительной деятельности» (п. 1 Постановления). По смыслу данного разъяснения, обвинительная деятельность может осуществляться в отношении любого лица независимо от его формального процессуального статуса. Например, лицо, привлеченное в качестве свидетеля, может изначально рассматриваться как потенциальный обвиняемый. При этом свидетель, в отличие от подозреваемого или обвиняемого, имеет существенно меньше возможностей для защиты. Более того, свидетель подлежит ответственности за отказ от показаний либо за дачу ложных показаний (ст. ст. 307, 308 УК РФ). Свидетелю, фактически подвергающему уголовному преследованию, также не разъясняются процессуальные права, которые должны разъясняться лицам, имеющим формальный процессуальный статус обвиняемых.

Важным является п. 6 Постановления, в котором право знакомиться с материалами дела после вынесения приговора ставится в зависимость от усмотрения судьи.

ВС запретил откладывать рассмотрение дела в суде из-за отсутствия кого-либо из нескольких адвокатов, нанятых подсудимым. ВС считает, что достаточно присутствия одного адвоката (абз. 4 п. 12). Это разъяснение может создать проблемы в случае, когда защиту, например, по сложным делам экономического характера, осуществляют несколько адвокатов, имеющих разную специализацию (например, процессуалист и финансист). Кроме того, разъяснение касается только стадии судебного разбирательства, а в отношении досудебных стадий остается неопределенность.

В п. 18 Постановления вводится принцип добросовестности использования правомочий обвиняемого и его адвоката: суд вправе отклонить ходатайство, которое заявлено «явно недобросовестно» в ущерб интересам других участников процесса. Отклонение такого ходатайства не будет считаться нарушением права обвиняемого на защиту. Проблема в том, что категории добросовестности и недобросовестности являются оценочными и зависят от усмотрения суда, а многие ходатайства обвиняемых противоречат интересам потерпевших.

Материал подготовил адвокат Павел Гейко и аналитическая служба «Инфралекс»

Источник ИНФРАЛЕКС